Переход Тенерифе - Мадейра - Гибралтар - Ибица- Майорка

Здравствуйте, Сергей! Хотела написать Вам с Мадейры, но не успела - мы были слишком заняты тестированием мадеры :) Пишу сейчас на подходе к Гибралтару. Дойдем до марины - отправлю. Ну, про наш океанский переход. Вышли мы с Тенерифе в воскресенье 29-ого, в пять вечера. Погода была неплохая, но чем ближе мы подходили к мысу, который надо было обогнуть и взять курс на Мадейру, тем сильнее становился ветер, а главное - усиливались волны. Там с обеих сторон мыса зона локального усиления ветра, так что это было вполне ожидаемо. Ветер, разумеется, был нам строго в морду, так что идти приходилось под мотором. Волны были очень неприятные - совершенно беспорядочные, так что мотало нас здорово. И скорость была маленькой - мы шли и против ветра, и против волн. Где-то около трех узлов. Мы надеялись, что когда мы обойдем остров и уйдем на большие глубины, то ситуация с волнами станет получше. Так оно, в общем, и получилось - стало лучше, но ненамного. Волны стали более упорядоченными. Но меньше они не стали. И ветер по-прежнему был встречный, хоть и не такой сильный.

Народ начало одного за другим укачивать. Меня, конечно, тоже. Я знала, что меня поначалу всегда укачивает, то так меня еще не укачивало никогда! Я не то что есть - я даже воды выпить не могла. И спать тоже. Я честно пролежала всю ночь с закрытыми глазами (моя следующая вахта была рано утром), но так и не заснула. Укачало всех. И даже нашего капитана, что для него было большой неожиданностью. Следующее утро мы встречали не выспавшимися и укачанными по самое не хочу, и скорость по-прежнему была чуть больше четырех узлов. Я прикинула, сколько мы так будем идти до Мадейры, и в каком состоянии мы туда придем, и мне стало грустно.

Но к середине дня стало полегче - направление ветра слегка изменилось, и мы смогли поставить стаксель. Скорость несколько выросла, качать стало чуть меньше, и народ начал оживать. Я совершила трудовой подвиг, сварив куриный бульон для тех, кто уже мог что-то есть. Море потихоньку успокаивалось, да и скорость выросла прилично. В общем, на Мадейру мы пришли даже несколько раньше, чем планировали. Тут случился небольшой прикол - мы пришли в марину Фуншала, а потом выяснилось, что идти мы должны были в другую марину. Там нам даже место зарезервировано было. Впрочем, когда мы осмотрелись и разобрались в обстановке, мы очень обрадовались, что оно так получилось.

В Фуншале мы стояли в самом центре города. А марина, куда мы должны были идти по плану, была где-то на востоке острова, in the middle of nowhere, да еще и дороже. Нам, конечно, крупно повезло, что в Фуншале нашлось свободное место. А уж как мы швартовались, влезая между двумя лодками при сильнейшем боковом ветре - это отдельная песня. Но встали. Хорошо встали. В марине был интернет (на берегу), душ, кафешки и потрясающий вид ночью - вокруг нас был огромный амфитеатр огней расположеного на крутых холмах города. Следующие два дня были посвящены прогулкам по цветущему Фуншалу, пополнению запасов, дегустации мадеры и походам в местные рестораны. Но пора было снова в дорогу, и вечером третьего мая мы собрались выходить. Разумеется, выходить нам пришлось при сильнейшем боковом ветре, который задул как раз за полчаса до нашего выхода. Но после выхода из марины этот ветер превращался в попутный, и мы на одном стакселе шли восемь узлов. Вот только продолжалось это счастье недолго - примерно через час ветер стал скисать. Мы загрустили и завели мотор. К ночи ветер вновь подал признаки жизни, и мы, поставив паруса бабочкой, бодренько шли к Гибралтару со средней скоростью где-то семь узлов. На следующий день ситуация была еще лучше - теперь мы шли в галфвинд.

Глядя на прогноз, мы рассчитывали успеть на слабеющем ветре дойти почти до Гибралтара. Но антициклон догнал нас раньше, и на вторую ночь ветер скис, причем полностью. И вот уже второй день мы чешем под мотором при идеально гладком океане. Скучновато, но имеет и свои светлые стороны - можно загорать на баке, спокойно готовить и есть еду, письма писать :) А еще за эти два дня мы насмотрелись на всякую морскую живность, которую при волнении на море трудно заметить, да и не до того. Итак: черепахи, дельфины нескольких видов, киты. А еще к нам прилетела Белочка - это мы так назвали птичку, которая залетела к нам в кают-компанию, и прокатилась на нас пару часов. А еще мы не утерпели и поймали одну черепашку, и устроили с ней фотосессию. Потом, конечно, отпустили, но капитан что-то весь день насчет способов приготовления черепахи рассуждает :)

Итак, сейчас седьмое мая 15.50. До Гибралтарского пролива 60 миль.

Продолжение. Пишется 9 мая в пол-десятого, по дороге из Гибралтара в Альмерию.

Буквально через час после того, как я закончила писать первую часть, включился ветер. Народ обрадовался, паруса поставил. И мы полетели. Ветер был где-то 15 узлов, волны практически не было, и мы разгонялись до семи с половиной узлов. Очень надеялись, что нас так в Гибралтар и вдует, но увы! На подходах к Гибралтару вытер выключился. Сначала мы планировали проходить Гибралтар вдоль северного берега, но, увлекшись парусом, оказались ближе к южному. Решили идти по правому краю полосы разделения движения, а потом уже "перебежать дорогу" и выйти к Ла Линеа. Пошли. К тому времени уже стемнело. Но погода была хорошей, море ровным, и единственным, что могло доставить нам неприятности, было приливное течение. Ну оно и не замедлило это сделать. Подошли мы к Гибралтару не в отимальное время. Ну а как его спланировать точнее при таком длительном переходе? Мы видели, что придется первое время идти против течения, но надеялись, что оно не очень сильно нас затормозит. Ага, щаззз! Сначала скорость упала до трех узлов. Ну ладно, еще терпимо, все лучше, чем стоять. Но чем дальше мы продвигались по проливу, тем хуже становилась ситуация. Два с половиной узла. Меньше двух. Полтора. Меньше единицы. Надо было что-то делать. Решили вернуться к нашему первоначальному плану, уйти к северному берегу, пока мы еще не вошли в систему разделения. Тут я увидела, что поверхность воды вокруг нас выглядит необычно: сначала она напоминала воду в кастрюле в момент перед закипанием, когда пузырей еще нет, но на поверхности явно видны восходящие конвекционные потоки. Потом вокруг нас появились водовороты. К счастью, небольшие. И, наверно, для нас не опасные. Но зрелище было немного жутковатым. "Так вот ты какой, (северный олень) сулой!"- подумала я. Но это было еще не все. Через какое-то время при полном безветрии появились короткие волны в метр высотой. О, а это у нас tide overfall! Все как по книжке, блин! Но вот и эти волны стихли, и мы повернули. Скорость стала более или менее приемлемой, хотя нас все еще сносило. Теперь главным было увернуться от громадных посудин, которые, пользуясь попутным течением, шли из Средиземки в Атлантику. Впрочем, поток уже заканчивался - течение вот-вот должно было поменяться, но три монстра еще маячили на горизонте. Первого - круизный лайнер, сверкавший как новогодняя елка - мы пропустили, последний сам повернул налево, к Африке, ну а перед носом у второго мы таки проскочили. Развернулись снова на восток, и буквально через 15 минут на подходах к Тарифе нас подхватило попутное течение. Вот теперь мы летели со скоростью восемь узлов и больше. Наша вахта закончилась, я еще подождала, пока мы пройдем мимо маяка Тарифы, и пошла спать. Разбудили меня, уже когда мы зашли в залив перед Гибралтаром. Ночью он выглядит довольно эффектно - в Гибралтаре большой порт, в Альхесирасе тоже, все в огнях, и огромные грузовые суда, от которых, опять же, надо уворачиваться. Зашли в марину Ла Линеа (хотя официально эта марина называется Алькайдеса), отметили успешное окончание перехода, и завалились спать.

Проснувшись, отправились пополнять запасы и смотреть славный город Ла Линеа де ла Консепсьон. Убедившись, что ничего интересного в этом захолустье нет, решили свалить. Хотели даже выйти прямо вечером, но усталость и вызванный ею разброд были неодолимым препятствием. И вечером в море мы не пошли, а пошли в рыбный ресторанчик (названия не помню), где наелись рыбой и креветками от пуза.

И вот сегодня, 9 мая, мы встали с рассветом и отправились в путь. Обошли Гибралтар, сфотографировали знаменитую скалу раз сто с разных ракурсов. Пока проходили мимо Europa Point, скорость у нас была 8 узлов, а стоило только его пройти, как вся наша добавочна скорость моментально исчезла. "Ага! - подумала я. - А это наверно tide race." Ну, теперь с приливами все. Здравствуй, родная Средиземка! Уже двенадцать часов дня, мы прошли больше тридцати миль, но если оглянуться, то вход в Гибралтарский пролив - Геркулесовы столпы - все еще виден на горизонте.

Часть третья. Пишется 11 мая, в 10.45, по дороге из Альмерии в Картахену.

Я думала, что наш переход из Ла Линеа в Альмерию не будет примечателен ничем, кроме празднования Дня Победы, но я ошибалась. Для начала наш курс пересекло судно с романтическим названием Peregar. И если кто не верит, у меня фотография есть!

Был полный штиль, мы шли под мотором. Как мы уже поняли по Атлантике, в такой ситуации можно разглядеть много интересной морской живности. Если она там есть, конечно. А в Альборанском море ее было! Для начала мы увидели огромную черепаху - панцирь был где-то 70 сантиметров диаметром. Потом много-много противных коричневых медуз. Но день нам сделали все же дельфины. Они появлялись то тут, то там, красиво прыгали, подходили к лодке. Наконец, когда мы подошли близко к какой-то ну очень большой стае, наш старпом не выдержал, и сказал, что они с женой просто должны поплавать с дельфинами. Ну не вопрос - подходим поближе, глушим мотор. Ребята прыгают в воду и плывут по направлению к дельфинам. Дельфины уходят. Но появляются с другой стороны. Вылавливаем ребят, снова подходим к дельфинам. История повторяется. Оставшиеся на лодке высматривают дельфинов, которые вроде и рядом, и показывают пловцам, где зверюшки. Но стоит попытаться к ним подплыть, как они куда-то линяют. А водичка 18 градусов, между прочим. Обидевшись на дельфинов, снова ложимся на курс. Впрочем, когда мы посмотрели назад, мы увидели, что кроме взрослых дельфинов, в стае было и несколько маленьких. То-то дельфины и не горели желанием с нами контактировать.

Вечером дельфины пришли извиняться. В качестве компенсации мы получили дельфин-шоу по полной программе. Они шли с лодкой, наверно, больше часа. Уже стемнело, но они были все равно довольно хорошо видны в воде. Они выныривали около кормы, шумно при этом фыркая, уходили вперед, к носу лодки, выпрыгивая из воды, и каждое их касание поверхности сопровождалось вспышками флюоресцирующего планктона. Они шли у носа лодки, практически под форштевнем. Там их особенно удобно было разглядывать, усевшись на баке. Позависав около пары минут, они отходили в сторону и ныряли. В темной воде было интересно наблюдать, как они при этом ускоряются, работая хвостом. Очень хорошо было видно, как вода их обтекает - все вихри, турбулентный след - хоть аэродинамику дельфина изучай :)

В Альмерию мы пришли уже утром. Мне там понравилось. Неплохая марина, с хорошим душем и бесплатным интернетом. И неплохим супермаркетом напротив. Сама Альмерия - большой город. Там можно и по магазинам походить, если кому интересно. Есть даже достопримечательность - средневековая крепость Альказаба. Ну, в смысле, что от нее осталось. Я туда забралась. Можно и не забираться. Снизу она выглядит эффектнее.

Часть четвертая. Наш экстрим. Пишется на переходе Альмерия - Картахена, 11 мая 12.30.

Кто бы мог подумать, что мы получим самую основную порцию экстрима на данный момент (тьфу-тьфу) не в океане, а на вполне рядовом переходе в Средиземке.

А ведь ничто не предвещало. Мы вышли в восемь вечера из жаркой Альмерии. Дул ветерок, мы поставили парус и пошли с хорошей скоростью, узлов семь и больше. Но получалось так, что мы довольно здорово отклонялись от проложенного курса.

У нас был выбор - либо вставать на курс и идти под мотором, либо попытаться все-таки использовать ветер, но для этого нужно было отойти дальше в море миль на двадцать, тогда при данном направлении ветра мы могли бы потом идти, куда нам надо. Выбрали второй вариант. Как оказалось впоследствии - очень зря, но кто же мог предположить! Вышли мы из бухты, и к ветру добавилась волна посильнее. Мы продолжали идти под парусом. Прошли эти наши почти 20 миль. И тут у нас лопнул ахтерштаг. То есть не сам стальной трос лопнул. Разлетелась деталь, которая соединяет ахтерштаг с трапецией, идущей на корму. Хорошо, что у нас в тот момент не стоял грот, и курс был острым - а то бы и без мачты могли остаться. Подобрали обрывки, закрепили, завели мотор и пошли под мотором. И теперь те дополнительные двадцать миль, которые мы прошли под парусом в надежде на парус и хорошую скорость потом, нам предстояло отыграть назад. А скорость под мотором не очень - идем против ветра, против волн, и, похоже, еще и против течения. Откорректировали курс так, чтобы волна не очень доставала, и тащимся. И вдруг мы слышим, что меняется тон мотора и появляется легкая вибрация на штурвале и рулевой колонке. И это может означать только одно - мы что-то цапанули на винт. Худший момент сложно было найти - волны, темнота, нет возможности ни нырнуть, ни поставить парус. Попробовали стряхнуть бяку, запустив задний ход. Уфф, хоть и не с первого раза, но удалось. Идем дальше.

К утру, когда я уже сменилась с вахты и спала, меня вдруг высвистали наверх. Оказалось, что до нас докапывается катер испанской береговой охраны. Вот меня народ и вызвал для переговоров, как знатока английского. Спросили, кто мы, куда идем, сколько нас и т.д., и отвалили. "А чего это они к нам пристали?" - задала я риторический вопрос. На который народ мне вполне резонно ответил, что яхта без испанского флага (испанский флаг, закрепленный на ахтерштаге, лежал в теперь кокпите), но зато с огромным российским флагом под краспицей может вызвать у береговой охраны некоторое недоумение. "Хм, логично!" - подумала я и пошла спать дальше.

Когда я проснулась снова, народ уже починил ахтерштаг, и мы снова были способны поднять паруса. Но ветер встречный. В общем, все как обычно...

Часть пятая. Пишется на переходе из Картахены на Ибицу, 13 мая, 9.35.

До Картахены мы дошли почти засветло, и больше ничего примечательного в этом переходе не было. Стемнело, когда мы уже заходили в залив, швартовались в темноте. Встали, а дальше обычная рутина - зайти в управление марины, заплатить за стоянку, оформив при этом кучу бумажек, выяснить, где тут душ, туалет, интернет, ближайший супермаркет. Все, можно идти на поиски ресторана, если еще есть на это силы, либо приготовить что-то поесть прямо на яхте, и спать. Завтра остаемся здесь на день.

В своих заметках я еще ничего не писала про наши стоянки. Писать, в общем, особо и нечего - если в переходе жестко установлен срок прибытия, шансов посмотреть что-то на берегу немного. Стоянки выбираются не с точки зрения наличия чего-нибудь интересного, а по расстояниям и погоде. Но даже если и занесет в место, примечательное чем-то еще, кроме наличия подходящей марины, времени очень мало. Поэтому, отправляясь в такой переход, я просто не настраиваюсь на берегу что-нибудь посмотреть. Если интересует что-то на суше, то и путешествовать надо по суше. А я иду в море, и все интересное будет происходить там.

Самой интересной стоянкой этого перехода был, конечно же, Фуншал. И все сошлись во мнении, что на Мадейру надо просто приехать, и не на яхте (на яхте на Мадейре делать, в общем, нечего), потому что мы успели посмотреть далеко не все, что хотелось бы, за те полтора дня, что там провели. Картахена на втором месте. Большой, интересный город со своей атмосферой. Хотели всей командой посетить военно-морской музей, но он оказался закрыт. С горя я пошла смотреть развалины римского театра и бродить по магазинам. И не напрасно - через пару часов я уже возвращалась ня яхту с добычей в зубах. Вечерние посиделки в кафе на центральной улице с белым вином, тапасами и интернетом достойно завершили день.

Часть шестая. Пишется на переходе Ибица-Майорка, 15 мая, 9.05.

На переходе из Картахены на Ибицу мы пересекали нулевой меридиан. Как-то этому событию внимания особого не уделяют, в отличие от пересечения экватора. Но мы решили это дело отметить - никто из нас до этого нулевой меридиан не переходил. Экватор, впрочем, тоже :) И вот, как только до заветных нулей осталось меньше двух минут (координат, не времени), народ начал суетиться. Достали бутылку шампанского. Написали на листочке бумаги нулевую долготу. По очереди сфотографировались с этим листочком и бутылкой за штурвалом. И вот последние сотые минуты - и есть! LON 000 00'.00! Народ бросается фотографировать координаты на чартплоттере. Хлопает шампанское. Пошла восточная долгота. Все почувствовали себя почти дома.

А в остальном это был вполне рядовой переход. Ветер был довольно слабый, мы то ловили его и шли под парусом, то он скисал и мы снова заводили мотор. Ночью, правда, говорят, дуло посильнее, но я все это проспала. Была идея проскочить Ибицу без остановки и идти прямо на Майорку, но к утру появился довольно заметный встречный ветер, решили переждать и встали на день в марине Сан Антонио. Неплохая марина, кстати. Швартоваться пришлось при сильном боковом ветре, втискиваясь между двумя лодками - что ж нам так везет-то, блин! Но мы показали класс. Точнее, наш капитан показал, он был за штурвалом. После первого, "пристрелочного", захода, на большой скорости, точно на место. Стафф в марине на причале аж аплодировал. На следующий день я поняла, почему, когда наблюдала за швартовкой местных испанцев в гораздо более легких условиях.

Весь день экипаж рассляблялся, кто как умел. Кто-то поехал смотреть остров, кто-то пошел купаться, кто-то сидел в интернете. Вечером же, дойдя до ближайшего ресторана, выпили по мохито в честь лодки. Почему именно мохито? А это подпольная кличка нашей лодки. Вообще-то она называется Тамахо, а точнее - Тамахо 1 (Tamajo 1), но экипаж другой лодки, с которой мы вместе шли с Мадейры до Гибралтара, нас переименовал. Тамахо им было не запомнить, а вот Мохито - пожалуйста. Их лодка, кстати, называлась Il Demonio de Tasmania, что мы нашли несколько длинноватым, и им было присвоено погоняло Демоны. И наши переговоры по УКВ выглядели как-то так: "Демоны, Демоны, это Мохито, ответьте, прием!" Такой вот сатанизм развели на 72-м канале - демонов, понимаешь, вызывали.

И вот наш заключительный переход. Вышли утром в шесть часов. Солнышко взошло и светит, мы идем вдоль северного берега Ибицы. Вот сейчас пройдем мыс, и будем от нее удаляться. Упс, пока я тут пальцами по клавиатуре шлепала, вместо того, чтобы внимательно вперед смотреть, мы чуть на рыбацкую вешку не наехали. Прошли всего в паре метров. Вот так всегда - стоит чуть отвлечься, и косяки не заставят себя ждать...

Часть седьмая. Пишется 17 мая, в 11.30, в зале ожидания аэропорта Пальма-де-Майорка.

Переход с Ибицы на Майорку был коротким (относительно) и легким. Правда, вместо обещанного прогнозом попутного ветра мы сначала получили штиль, потом слабый встречный. Так и шли под мотором, иногда помогая ему стакселем. Фотографировали сначала живописные берега Ибицы, потом маяк на продходе к Пальма-де-Майорка. При заходе в марину видели Аглаю (Aglaia) - самый большой шлюп в мире. Да, внушает! Долго искали, где же стоят лодки нашей чартерной компании, не без труда нашли, и вот в пол-восьмого 15 мая наш переход был закончен. Только мы успели сфотографироваться всей командой на фоне лодки, как смотрим, а попутчики наши, Демоны, уже здесь. Подходим к ним и слышим сногсшибательную новость - они поймали тунца. Нет, не так - они поймали ЗДОРОВУЩЕГО ТУНЦА! И где - в десяти милях от Пальмы! Сколько народу ходит через Атлантику и пытается ловить тунца, но мало кому это удается. Тем более отловить такой экземпляр - больше полутора метров, и весом килограмм 70. Мы тут же прослушали подробный рассказ, как это было, посмотрели фотографии каждого члена экипажа с рыбиной, а также видео ее профессиональной разделки местным рыбаком. К нашему приходу она уже была нарезана частями и упрятана в холодильник, так что эффектных фотографий у нас нет. Зато нас пригласили рыбку покушать. Тем, у кого не было пока шанса попробовать свежего, только что выловленного тунца, сообщаю, что это очень вкусно! Сначала мы ели его как сашими, потом жаренным, потом опять сашими. Слопали килограмма два, не меньше. Так что окончание перехода мы отметили более чем достойно.

И вот достопримечательности Пальмы осмотрены, сувениры закуплены, лодка сдана, сумка собрана. Домой. Планировать следующий поход :-)