Правильнее всего будет начать это незатейливое повествование с конца, а именно, глядя на пройденный маршрут в 700 морских миль (1300 км), сразу можно представить размах всей авантюры в которую мы ввязались. Хотя это даже не авантюра, а так, мимолетное приключение, которое оставляет после себя массу новых впечатлений и оседает бесценным опытом в семейном бюджете :)
Смысл прост - некая яхтенная компания, школа, контора или просто частное лицо поручает тебе в составе экипажа перегнать яхту из пунка А в пунк Б с минимальными моральными и материальными затратами. В нашем случае, яхтенная гоночная школа "Тактик" в лице ее рулевых Артема и Анны Брум практически безвозмездно предоставила в наше распоряжение две французские круизно-спортивные лодки Beneteau First 36.7 для перегона на турецкую регату Marmaris Race Week. И вот мы с Серегой, как говорится, поехали на шару здоровья и знаний набираться. Благо мой товарищ не последний человек в яхтенном спорте, да и мне с новым шкиперским сертификатом не гоже упускать такую возможность, дабы в будущем не было стыдно за бесцельно разбитые лодки :) Итак, понеслась ...
ПЕРЕЛЕТ
First at all спасибо жителям Донбасса за ... прекрасный самолет и радушный экипаж который доставил нас в транзитный венгерский аэропорт, где нам суждено было провести 12 часов в ожидании следующего рейса до Черногории. Честно сказать, мне было тяжело подчитать убытки авиакомпании, поскольку, как видно на фото, летели мы практически личным чартером, если не считать еще 10 человек на борту. Сомневаюсь что мы своими 300 долларами за билет компенсировали все накладные расходы авиакомпании, а ситуация, когда ты с другом практически один в пустом самолете сравнима с той, когда ты один с любимой сидишь в пустом кинотеатре. Благо у Сереги был мобильник, с которым он и оргазмировал всю дорогу :)))
Венгерский Duty Free нас встрел нежно и ласково острым перцем.Перец на полках, перец под полками, перец на стенах! Реально мы поняли, в Венгрии перца дофига, да еще по 2,50 евро за пучок, - реально богатая страна :)
Правда этой ночью покупателей было немного. Но мы все же предусмотрительно заняли очередь в терминале, чтобы утром ногами вперед нас вынесли на посадку :)
Не знаю как Серега может на этих табуретках спать в одной позе, в отличии от него моя поза называлась "мишка на вертеле" - 15 мин на боку, 15 на спине, 15 на другом боку, 15 на животе, и так до утра по часововй стрелке :)
Также для меня остается полной загадкой как Сережа со своим новым парнером поместились в кормовой каюте, которая в простонародье называется "будкой". И дело даже не в том, что инородное тело лежит рядом с тобой валетиком, и даже не в том, что лежа "башкой на север - ногами к выходу" ты чувствуешь себя не комфортнее чем в люксовой ячейке морга, без окон, свежего воздуха, но на матрасе. Больше всего мне не понятно как можно спать в таком соседстве с работающим дизелем, который заглушает не только крик бакланов, храп соседа, но и вой портовой сирены во время налета вражеской авиации. Какие они там сны видели я не знаю, но, в отличие от них, я предпочел спальное место в каюткомпании с высоким потолком, кухней, в окружении рундуков с провизией и гальюном в пределах прямой видимости :)
ЧЕРНОГОРИЯ
Как по мне Тиват, Будва и Котор самые лучшие места в Черногории, но в этот раз мы там не были, поэтому опустим. Город Бар - унылое говно, тоже пролистываем, тем более мы туда приехали не городскими красотами любоваться, а на девочек посмотреть :)
В отличие от моей первой баварочки Виктории, 46-го размера с толстой чартерной жопой, в этот раз нам достались две не сильно потрепанные миниатюрные близняшки "Anna" (на фото) и "Sasha" типа со спортивным характером. В отличии от Анечки, Сашенька имела свой букет соплей и мелких болячек, но это вещь интимная и рапостраняться на эту тему было бы не по-джентльменски. Главное, что проблемы оказались решаемы и экипаж подобрался с умеренной степенью снобизма :)
Кстати, про экипаж. Мужик по центру в очках это Борис - капитан. Есть очень старая русская традиция назначать капитаном самого опытного моряка с крепким кулаком на случай подавления мятежей и восстаний профсоюзных лидеров, а также деньгами на случай отсутствия страховой компании :)
С Сергеем вы уже знакомы, справа мой старый приятель Вадим, на семейном фото Дмитрий и стойкая девушка Аня, которая впервые решила прокатиться на яхте в качестве пассажира и еще пока не догадывается в какую "сказку" она попала :) Итак мы всемером с нашим другом автопилотом "в одном тазу оправились гулять в грозу".
Благо приборов, радиостанций, ноутбуков, айфонов и айпадов на борту у нас было вдоволь, и даже учитывая, что каждый из нас наизусть знал расположение всех кнопочек и пимпочек на приборной панели, серийные номера всех геолокационных спутников и их орбиты, но полярную звезду на небе мог найти только капитан :)))
Итак, 18 октября 2011 года ровно вечером после обеда по местному времени "під жовто-блакитним барбадосським прапором" мы покинули территориальные воды Черногории и принялись миновать Албанию.
АЛБАНИЯ
Вы удивитесь, но практически все прибрежные воды Албании заминированны! Это, вероятно, такой себе бюджетный способ береговой охраны. Благо минные поля были отмечены на наших электронных картах и капитан принял мудрое решение наслаждаться лысыми албанскими горами на расстоянии.
Температура воздуха по ощущениям гораздо ниже 20 градусов, и несмотря на безветренную погоду, весь экипаж укутался в непромаканцы.
Вечереет в этих широтах достаточно рано, но тем не менее, наш тандем достаточно безболезненно и без приключений приближался к Греции. Разговаривали мало, скользили по воде, молча наблюдали уходящий день ...
"Фотографировать рассветы и закаты, - что еще на яхте делать?"
(с) Борис Третяк / капитан
Ночные вахты впоследсвии стали обыденным делом, так как сколько-нибудь продуктивно передвигаться под парусами было возможно только при наличии ночных порывов ветра. Шутка ли сказать, - 140 морских миль за ночь (260 км) и это при том, что не всякий чартер днем проходит 40 миль! Конечно у этих достижений есть и обратная сторона, которая сказывалась хроническим недосыпанием и неконтролируемыми рвотными позывами во время вахтенной пересменки. Так например у Вадима, чтобы одеть контактные линзы и непромаканец, счет шел на секунды, поскольку еб%чая волна и ветер в 35 узлов в считанные мгновения зеленили лица всех кто находился ниже палубы с открытыми глазами.
Но если команда несла вахты с перерывам в три часа, наша Анютка, похоже, в своей каюте несла их круглосуточно :) Мало того, что человек первый раз на яхте, да в такой болтанке, да еще и в носовой каюте с амлитудой колебаний примерно равной высоте волны ... Хоть бы пикнула за 10 дней :) Анечка, я восторгаюсь твоим мужеством и терпением!
В свою очередь, я для себя нашел верное решение - спать не раздеваясь прямо в спасательном жилете! По команде "подъем" через пару минут ты, как огурчик, на верхней палубе без какого-либо ущерба для здоровья :) По скольку жилеты срабатывают в воде автоматически, риск безусловно был, - нужно было следить чтобы кто-нибудь не пролил на тебя чай в темноте :)))
Безусловно, встерить рассвет после ночной вахты на целой и невредимой лодке - лучшая награда для моряка! :)
Чем дальше мы продвигались по Греции, тем глубже в рундуки мы прятали теплые вещи :)
ГРЕЦИЯ
Удивила ли меня Греция? Нет. Поразила сколько-нибудь своей древней культурой? Нисколько. Разумеется, что можно увидеть в Греции за две короткие остановки? По настоящему меня привел в восторг мастер-класс от капитана "Как посетить Грецию, минуя таможенные и пограничные посты без шенгенской визы?", но это тема отдельного романа :)
А впереди нас ждет Коринфский канал протяженностью 6 миль и шириной 15 метров, который съэкономил нам добрые пару суток пути.
<
Как вы смогли заметить, помимо барбадосского полотна с тризубцем, за время пути мы обросли еще несколькими отличительными флагами: греческим, многозначительной портянкой "Storm Crew" и Вадимкиными подштанниками по правому борту :) Вся эта эстетика полностью соответствовала слогану нашей яхты - "Воплощая якрие идеи, мы создаем красоту ..." :)))
Слоган "В Греции есть все" - пи%дежь! Нет, возможно там есть все, но только в понедельник. Найти работающий супермаркет в воскресенье нереально! Расчитаться кредитной картой не в банковский рабочий день нереально! Пообедать в ресторане раньше шести вечера проблематично! На счастье нам удалось найти маленький русский магазинчик, где мы впрок закупились ГРЕЧКОЙ, мясом, соленьями и туалетной бумагой :)))
Заправится дизелем тоже оказалось невыполнимой задачей несмотря на наличие заправщика на пирсе. Как оказалось водитель отвалил куда-то и на попытки вызвонить его по телефону прозвучало что-то типа "да он из-за 100 литров солярки с дивана не встанет". Вот сука, - подумали мы и вылили последние капли в бак из запасной канистры. А хуле, в Греции кризис однако!!!
Могу представить, если не дай бог нам потребовался бы ремонт ... Из запчастей в "Customer Service Area" можно было разжиться только вот этим винтом и якорем :)))
Скорее бы Турция ...
ТУРЦИЯ
Как мне показалось, где-то в Эгейском море висит невидимая занавеска, которая разделяет осень и лето. Такое впечатление, что август в Турции круглосуточный! Настроение резко улучшается, уровень эндорфина и дофамина в организме зашкаливает, тем более, что Мармарис нас приветливо встречает лесом яхтенных мачт, заботливым лоцманом, который на лодке сопровождает нас к заранее зарезервированным местам в марине. Я уже молчу про гарячий душ и бесплатный скоростной интернет!
Какой-то дядя на катамаране ввел меня в экстаз когда решил проверить паруса. Знаете как он это сделал? При помощи пульта дистанционного управления!!!! Сука-а-а-а, мне не надо было на это смотреть после того, как ночью мы с Серегой в навальную волну при сильном ветре брали рифы, вручную ставили и убирали грот без LasyJack рискуя вывалиться нах%й в открытое море!!! Одним словом, кто в теме - тот поймет.
А вот еще примерчик яхтенного чистоплюйства. Казалось бы хорошая большая лодка ...
... нормальный такой себе высокий трап ....
... а на трапе ЦВЕТОЧКИ В ГОРШОЧКАХ, мать их!!! :)))
Посудин в Мармарисе на любой вкус, начиная от зашифрованых моторок контрабандистов до ялика Му-Му и Герасима :) Не даром Мармарис называют яхтенной столицей Турции.
Некоторые яхтонутые путешесвуют со своими складными велосипедами. На самом деле очень удобно, я пока дошел из центра до яхты, устал два раза, несмотря на то, что марина расположена в центре города.
Ну мы в стройбате тоже не лыком шиты и тоже имеем свой аксессориес - метла, ведро, лопата и ярмо на шею :)))
После десяти дней мытарств мы не смогли отказать себе в удовольствии вытянуть ноги в четырехзвезлночном отеле и помыть свое бренное тело в душевой размером с капитанскую каюту :)
Для сравнения гальюн на нашей яхте был по площади менее 1 квадратного метра, и что бы нормально вымыть голову, приходилось делать это сидя на толчке. Кстати, все упражнения на этом снаряде производятся только в сидячем положении. Каково же было удивление жены, когда по возвращении в Киев я еще по привычке пару дней ходил по малой нужде вприсядку! :)))
После яхтенного перехода, глядя из окна отельного номера, постепенно приходит понимание простых вещей, которые не ценишь в повседневной жизни. Понимаешь, что счастье - это когда есть горячая вода и тебе не надо отмерять ее струйками по сантиметрам. Счастье - это когда ты можешь спуститься в ресторан и наслаждаться жареным стейком не думая о том, что у тебя заканчиваются макароны. Счастье - это когда рядом друзья, с которыми счастье в принципе везде и в любых условиях :)
Вот собственно и все! С приветом из Турции! :)
PS. Было бы неправильно не вспомнить и не поблагодарить наших новых друзей в составе экипажа другой Яхты. Дмитрий - капитан "Анны", Михаил и Филипп, Антон и наш земляк Руслан. Парни, спасибо за время что мы провели вместе и чувство партнертва, которое мы испытывали на протяжении всего перехода.
Надеюсь, у вас как и у меня, остался сплошной позитив после этого круиза. Честно скажу, несмотря на все передряги, я бы с удовольствием повторил что-нибудь подобное но только где-нибудь в теплых водах :)))
Отдельное спасибо Борису за тот бесценный опыт который, по крайней мере, мы с Серегой перенимали с жадностью, должным вниманием и учтивостью.
Ну, и разумеется низкий поклон тебе, Артем, за предоставленную возможность пройтись по Средиземноморью в окружении хороших людей и на хорошей посудине. Друзья не принимайте близко к сердцу мое нытье, это не более чем литературные сопли для поддержания хорошего настроения.
Еще раз всем спасибо и до новых встреч! :)
октябрь 2012