Путешествие по СЕВЕРНЫМ КИКЛАДАМ

Весь день шёл мелки противный дождь. Несмотря на лето порывы ветра были довольно сильные, небо то светлело, то опять затягивалось тучами, меняя наше настроение в одну или в другую сторону. Медленно тянулось время ожидания посадки на самолёт. Но вот, не успев промокнуть мы поднимаемся по трапу в небольшой самолёт як-40. Самолёт легко пробежав по взлётной полосе качнув крылом лёг курсом на юго -запад. Ровно через час и пятьдесят минут, мы уже видим мраморные россыпи домов и подножия гор, синее небо, острова -это Эллада. Священная земля, давшая миру отцов медицины, математики, гениальных зодчих, и талантливейших поэтов. Странное чувство посещает тогда когда выходишь из здания аэропорта на залитую солнцем улицу, чувство что ты приехал из своей душной городской квартиры на дачу, и здесь только море и небо вокруг. Пол часа на машине и мы уже возле нашей яxты «Посейдон», стоящей у набережной маленького городка Лаврио. Быстро улажены все документальные формальности, в ближайшем магазине куплены продукты на переход, и ознакомившись с погодой мы выходим в море. Выйдя из марины и обогнувши правым бортом остров Макронисос, первый не обитаемый остров лежащий прямо перед входом в порт, мы берём курс на группу островов обозначенные в лоции как Северные Киклады. Вообще эта группа островов насчитывает в себе более пятидесяти двух больших и малых островов лежащих в южной части Эгейского моря. Принято считать, что своим именем острова Киклады (по-гречески "киклос" - окружность) обязаны своему географическому положению: они образуют кольцо вокруг священного острова Делос. Красотами своими острова привлекали людей с древности, когда добраться туда было достаточно сложно. Здесь родилась одна из самых значительных древних средиземноморских цивилизации, названная по имени островов Кикладской (3000 - 1000 гг. до н.э.). Вылепленные из камня, света и морской соли острова расположены к востоку от Пелопоннеса и к юго-востоку от побережья Аттики (область Афин); на востоке Киклады прилегают к западной акватории островов Самос и Икариа, а на юге - к Критскому морю.

Геологи объясняют сегодняшний своеобразный облик Киклад многократными колебаниями земной коры, в результате которых некоторые участки суши погрузились в море. Эти острова являются идеальным местом для яхтенного туризма, однако стоит заметить, что отправляясь на эти острова надо учесть следующие особенности. Летом здесь особенно в конце июля и в августе дует очень неслабо, ветер достигает до 35-40 узлов, это 17-20 метров в секунду, особо сильны сезонные ветра- мельтеми. Они преимущественно северных направлений северо –запад, реже северо –восток, дуют очень крепко, в нашей практики встречалось на некоторых участках что сила ветра достигала 50 узлов и более, это около 25 метров в секунду. И всё это обычно при чистейшем голубом небе, при белоснежных облаках и при ярком солнечном свете. Правда волна между островами, не успевает разогнаться из-за больших глубин. И достигает большой величины на открытых участках. Такое «дутьё» продолжается с утра и весь день, обычно к вечеру стихает. Самое время спокойного путешествия по Кикладам, это весна, или сентябрь. В эти месяцы может тоже задуть, но как правила сильные ветра в это время довольно нечасты. Итак, первый остров лежащий у нас по курсу остров Кеа. Живописнейший остров, один из самых больших островов киклад лежащий на самом перекрёстке культур Эгейского моря. Остров имеет площадь в 131 квадратный километр остров в основном гористый, с несколькими плодородными районами, плато и долинами. Высочайшая гора острова, Профитис Илиас, имеет высоту 568 метров. У остова Кеа множество преданных поклонников, поскольку он сохраняет свою аутентичность и очаровывает своих гостей прекрасными поселениями, археологическими достопримечательностями, безукоризненно чистыми пляжами, редкими для Киклад дубравами, но, главным образом, своими гостеприимными жителями. Столица острова, Лулида, это прекрасный старинный поселок, в форме амфитеатра располагающийся на склоне холма, с венецианским замком XIII века, возвышающимся на его вершине. Главная бухта острова Агиос-Николаос , находится в северной части острова, именно к ней мы и проложили курс. Идти было немного, около 20 или чуть больше миль, и мы входим в довольно большую бухту. Справа за стоянкой паромов есть места для швартовки напротив большой церкви, места есть, но их немного. Поэтому приходить сюда лучше в первой половине дня, с левой стороны в бухте есть также места вдоль набережной , традиционно усеянной летними тавернами, везде есть вода и электричество, стояночный сбор чисто символический для яхты около 13 метров- 6 евро. Вода около семи. Ну а уж если вы не успели встать к набережной не беда, в бухте большое количество якорных стоянок, особенно под остатками древней крепости, там глубины позволяют подойти почти вплотную к берегу и завести с кормы для удобства стоянки длинный муринг. В этом случае сообщение с берегом, производится на надувной лодке. Стоянка на якоре имеет конечно свои минусы, но плюс, это то что яхта стоит далеко от гуляющих до поздней ночи таверн и мотоциклов проносящихся по набережной на большой скорости, при этом наличие глушителя в них весьма сомнительно. На острове ежегодно традиционно собирается большой фестиваль рассказчиков древних мифов и различных историй древней Эллады со всего мира.

Утром, при абсолютно зеркальной воде пройдя по периметру бухты, мы сделали фотографии и выйдя из бухты легли курсом на юго-запад. Путь наш лежал на остров Кифнос. Обойдя остров Кеа с его северной стороны мы растравили паруса и пошли бакштагом левого галса в сторону следующего острова, раз мы уж обходили остров Кеа, то внимательно смотрели на его гористую местность, где виднелись ниточки дорог и изумительно смотрелись на фоне скал и зелени абсолютно белоснежные храмы и дома. До Кифноса было не более 19 миль, ветер попутный с утра волну ещё не разогнало, хоть ветер и начал понемногу усиливаться, мы развив приличную скорость под звуки музыки летели к Кифносу.

Это горный остров с классическим кикладским ландшафтом, он занимает площадь 99 кв. км. Живописный Кифнос застроен маленькими селениями с традиционной архитектурой. Мощеные улочки, белые домики, церкви и ветряные мельницы создают прекрасный пейзаж мы сообразуясь с ветром шли к его бухте расположенной на его восточной стороне бухта и маленькое селение Лутра. Ближе к полудню уже мы смогли разглядеть входной маяк бухты. Надо отметить бухта очень приятная, живописная и прекрасно защищена от северных и западных ветров, с востока её прикрывает довольно массивная насыпь из огромных камней, так что отстояться здесь можно в любую погоду. Для нас место нашлось, так кА мы пришли не поздно прямо у стенки бетонного мола. Сразу же подскочил молодой человек, представился, и незамедлительно нас подключил к воде и электричеству, все вместе со стоянкой как он объяснил стоит 15 евро в сутки. Мы пополнив запасы воды и приняв душ, пошли знакомиться с местными достопримечательностями. Интернет на островах есть но не везде, почти в каждом кафе вам предложат услуги Интернета, но для этого надо заказать хотя бы кофе и Вы получите пароль доступа к защищённой сети. Скорость не ахти какая, но почту проверить хватит. В первой же таверне, мы повстречали нашего соотечественника уехавшего в Греции 9 лет назад из Днепропетровска. В этой таверне мы и пообедали, обед был с местным вином, и с морепродуктами и вышел весьма выгодно около 12 евро с человека, после обеда от заведения нам принесли «овации» фрукты, карамель и сладости. Как раз в этом селении Лутра как мы выяснили и находятся радоновые источники которые стекают прямо на набережную, можно подняться в горы около 4 километров, для этого прямо возле таверны есть прокат транспорта, от мопеда до джипа, либо воспользоваться купальней построенной ещё в древние времена прямо на пляже. Погуляв по острову мы вернулись на яхту, утром предстоял выход на остров Сирос, и падение барометра предсказывало что переход будет явно нескучным. Ранним утром ,свист в снастях ,говорил о том, что вчерашний прогноз оправдался, ветер был северного направления но непостоянный и порывами. Снявшись с якоря мы вышли из бухты Лутра и легли курсом на Сирос. Ветер крепчал, однако порывы пока не достигали более 25 узлов при среднем ветре 20-22 узла это около 10 метров в секунду. Почти в пол ветра иногда уваливаясь до бакштага левого галсы мы шли к острову Сирос, типичная «кикладская» погода. Расстояние небольшое чуть больше двадцати миль, да и волна пока ещё не разгулялась, хоть уже намечающее её направление было весьма неприятным, лодку раскачивало если волна была побольше. Прошло три часа и мы уже увидели вдалеке очертания бухты Финикас на юго-западе острова. Зашли за ближайший мыс Диакофтис и ветер исчез. Остров полностью прикрыл нас и лишь небольшие порывчики срывавшиеся в вершин скалистого наветренного берега гнали нас вперёд, по практически гладкой воде. Вот и входной маяк обходим его левым бортом и уже видим отчётливо место куда нам следует швартоваться. Вода была настолько прозрачное, а дно без единой травинки абсолютно песчаное с камнями видно было как ложится якорь. Ошвартовались и как трогательно кормовые швартовы у нас принимал местный представитель порт полиции, дело в том что напротив в этой бухты на мысе Посейдония размещается местная небольшая но самая настоящая морская военная база. Поэтому тут службу блюдут, хотя и крайне вежливо. Закончив с формальностями мы сразу подключили свет и воду, всё со стоянкой обошлось в 10 евро, крайне выгодно, и пошли смотреть на город. Остров или Сирос Сирос имеет площадь в 86 квадратных километров, население более 20 000 жителей и поэтому является самым населенным островом Киклад. Столица острова Сирос - город Эрмуполис. Это морской город, который поражает с первого взгляда своими двух- и трехэтажными особняками в стиле неоклассицизма, вытянувшимися вдоль большой естественной бухты на восточном берегу острова, а также на двух холмах, которые возвышаются над городом, католической церковью Агиос-Георгиос и православной церковью Анастасии. Эрмуполис был основан в период революции 1821 года и быстро превратился в крупный торговый центр, соединяющий запад и восток. В 1826 г. жители нового города присвоили ему имя Эрмуполис в честь Эрмиса (или Гермеса). Особо стоит отдать должное чистейшим песчаным пляжам, прозрачнейшей водой и типичным греческим спокойствием. Яхт здесь много, поэтому как обычно места занимать у стенки если нужна вода и топливо надо заранее. Вообще мы старались выходить немного пораньше с утра, с рассветом, для того что бы ближе к полудню подходить к острову очередному, так получаешь и удовольствие от перехода, и есть достаточно времени посмотреть остров. Скоротать вечерок мы пошли в небольшую таверну расположенную, прямо в нескольких десятках метров от входа на наш причал. Традиционны греческие салаты и микс из морепродуктов под местное бочковое вино. Никогда ещё мы так интересно не сидели, с видом на военно -морскую базу. Отдыхать отправились пораньше, так как на следующий день предстоял новый переход на остров Миконос. Утром штиль был полнейший, и лишь выйдя из бухты и обогнув остров с южной его оконечности мы поймали ветер, чем выше поднималось солнце тем больше крепчал ветер. Того же направления, с севера, тот же галфинд левого галса. Путь был немного дальше 24 мили, но шли весело, ветер был постоянный и не очень сильный, около 20 узлов, волны не было так как прикрывали наветренные острова и от них было не такое большое расстояние чтоб разгулялась большая волна, идти было одно удовольствие. На камбузе готовилась печённая рыба, кто то загорал, кто то тихонько играл на гитаре, время летело незаметно. Миконос находится в самом сердце Киклад. Это остров с двойной натурой: во-первых, это один из живописнейших островов Киклад с красивыми улочками, белыми домиками, часовнями и ветряными мельницами; во-вторых, это одно из самых известных туристических мест, которое славится во всем мире многонациональным составом публики. Клубы, бары и пляжи острова в течение многих недель заполняются самой разнообразной публикой - знаменитой и неизвестной. Весь архипелаг, состоящий из островов Миконос, Делос и Ринея, официально объявлен «районом особой природной красоты» и защищен соответствующими законодательными актами. Севернее от старого порта, находящегося у столицы острова хора, расположена новейшая марина, она просто огромная. Подходя к ней и обогнув маяк левым бортом мы стали искать место. Благо мест было предостаточно, и лагом у стенки, и было множество плавающих пирсов и понтонов с заведёнными мурингаими, так что нам не пришлось отдавать и якорь. Стали просто чудесно. Марина очень большая, везде стоят колонки, и это первая марина где нас не встретил причальный работник. Колонки оказались не подключены, но зато на них красовались телефоны всех служб. Воды, топлива, такси. Город как я уже говорил расположен немного дальше, и к нашим прями на берегу находится аренда авто. Миконос, остров действительно сказочный ,из каменных изгородей, причудливых деревьев, тростниковых заборов, с давних пор он привлекает людей творческих, художников и литераторов. Гуляя по острову не устаёшь удивляться великолепным видом острова, но одна из уникальных достопримечательностей расположена совсем рядом от острова. Это остров Делос. В своё время был священным островом, религиозным и культурным центром на Кикладах и во всей Греции. Предание гласит, что здесь родились Аполлон – бог солнца и света, и Артемида (Диана) его сестра, богиня луны и охоты. В наше время этот островок является музеем, сохранившим руины величественных сооружений, дорогу, соединявшую в своё время храм Латоны, матери Аполлона и Артемиды, и священное озеро, а также каменные фигуры львов, стоящих вдоль этой дороги. Сегодня туристам позволено находиться на острове только днём, ночью вступает в силу запрет на посещение острова. На Делосе находится немало памятников культуры и архитектуры, среди которых выделяется святилище Аполлона, построенное в VI веке до нашей эры. В нем находились сокровища Делосского союза и статуя бога.

На север от святилища расположен Портик Антигона, а на запад – храм Артемиды, Агора Феофраста и Колонный зал. Восточнее Портика Антигона находится Археологический музей, а на севере расположена Агора италийцев, которая является самым крупным памятником на острове Делос. Непосредственно за Агорой италийцев когда-то располагалось священное озеро, высохшее к настоящему времени, а на западе от озера расположена знаменитая дорога львов. Эти статуи, пожалуй, являются самыми впечатляющими и известными на всём острове. Они были высечены из саксонского мрамора для символической охраны священного озера в VII веке до нашей эры.

Согласно мифам изначально Делос был плавающим островом, появившимся в результате того, что Посейдон захватил своим трезубцем комок земли со дна моря. Лето дочь титана Кея и Фебы, вступившая в связь с Зевсом и преследуемая ревностью Геры, долго странствовала по свету и ни один клочок суши не мог её приютить. После просьбы к острову Делос, куда Лета прибывает в образе волчицы, стать её пристанищем и обещания прославить остров великолепным храмом, Лета девять дней мучается там в родовых схватках, а затем под пальмами рожает Аполлона и Артемиду (один из эпитетов Аполлона был Делиос, а Артемиды — Делия). Для обеспечения безопасности Леты, Зевс связал остров цепями с морским дном (по другой версии мифа он закрепил его на 4 алмазных колоннах. Стоянка на острове только якорная и разрешают там стоять в бухте только когда открыт музей, поэтому намного лучше и правильно оставить яхту в марине на Миконосе и катерком который отходит на Делос каждый день на экскурсию совершить поездку. Катерок привозит людей туда и есть три или четыре часа чтоб полюбоваться всеми достопримечательностями острова, и потом неспешно вернуться на яхту. Известно ещё, что на острове когда он был еще населен было запрещено рожать и умирать .поэтому оттуда увозили ьеременных женщин которые должны были в скором времени разрешиться и стариков, чьё время было уже сочтено.

Проведя на Миконосе пару дней, мы проложили свой курс на север. Утром по выходу из марины море встретило нас недобрым крепким встречным ветерком. Шли в крутой бейдевинд ,впереди лежал святой остров Тинос.

Медленно вставало солнце, и в месте с ним так же неспешно но крайне уверенно раздувал ветер. В пении вант говорилось о том, что ветер уже достаточно сильный, мы взяли рифы, и пошли чуть ровнее. До Тиноса оставалось не более 10 миль, но начала разгуливаться встречная волна, что не добавляла нам скорости, а наоборот заставляла немного отклоняться от курса. Но вот мы заметили откуда вышел ферри-бот, значит порт Тиноса уже совсем рядом, трудно было, однако мы разглядели в бинокль на фоне скалистого берега входной маяк порта. Подойдя поближе на небольшом ходу, мы зашли в уютнейшую бухту, пройдя причалы где обычно швартуются паромы, мы увидели как специально для нас приготовленное место прямо у стенки городской набережной. Стоянка для яхт и катеров небольшая, поэтому место здесь довольно большая редкость, дело в том, что Тинос, являет собой место паломничества. Здесь расположена церковь пресвятой Богородицы, наподобие знаменитой церкви Нотр-Дам де Лурд во Франции, особенно для многочисленных греческих паломников. Тинос также является островом искусства, поскольку он является местом рождения многих греческих скульпторов и художников XIX и XX веков, таких как Халепас, Филиппотис, Сохос, Гизис и Литрас.

При площади 197 кв. км и населении 8000 жителей Тинос является третьим по величине островом Киклад после Наксоса и Андроса. Столица и гавань острова - тинская Хора. Это прекрасный городок с мощеными улочками, кикладской архитектурой и старыми особняками, это настоящий музей под открытым небом: красивые, прекрасно сохранившиеся деревеньки с арками и родниками, домики с каменными арками и утопающими в цветах двориками, живописные кафе, часовни на верхушках холмов, гранитная скала Зомпурго. Деревни Тиноса разбросаны по всему острову, 64 старинных деревни, из которых 40 полностью жилые, расположенные относительно близко друг от друга, поэтому их можно осмотреть. Набережная буквально кипит жизнью, прямо у места нашей швартовки была колонка с водой и с номером телефона харбор-мастера. Мы позвонили ему, и буквально через 20 минут на квадрацикле приехал настоящий байкер, забункеровал нас водой, спросил не надо ли топлива, электричества, рассказал где ближайший супермаркет, взял с нас за все услуги 8 евро и уехал. Мы вдоволь погуляли по острову, огромное число паломников, ожидающих паромов, точно такое же количество людей вновь прибывших, вдоль улочек огромное количество разных магазинчиков в которых ест абсолютно всё, от простейших сувениров, до местных настоек золота и одежды. Отлично пообедав в местном ресторане, и попробовав местной «рецины», закупив немного продуктов мы двинулись на яхту. Выйдя из бухты, и подхваченные уже хорошо разгулявшимся ветром мы двинулись на остров Андрос. Ветер немного отошёл к западу и поэтому наш курс относительно ветра был довольно полным, почти галфинд левого галса, мы довольно быстро продвигались к бухте Батси на острове Андрос. Эти два острова Андрос и Тинос лежат рядом разделённые совсем небольшим проливом, однако приходится идти вдоль них, да и волна несколько мешает. Андрос это самый северный остров Киклад и второй по размерам после Наксоса. Площадь острова составляет 373 кв. км. По сравнению с другими островами Киклад Андрос изобилует зеленью благодаря наличию источников воды. Массив острова довольно гористый, остров имеет несколько стоянок, с западной его части это Гаврион, однако здесь стоянка удобная защищённая, от волны, от ветра не всегда, так как даже если ветер с берега, то он срываясь с вершин гор в бухте дует довольно сильно, поэтому здесь судёнышки стоят в основном лагом к причалу, поэтому с местами здесь может быть совсем плохо, чуть южнее бухта Батси, куда мы и направлялись, здесь удобная бухта от ветров с берега прикрыта более надёжно, да и стоянка здесь обычная ,кормой к причалу. На восточной стороне острова есть бухта Кастро, здесь очень хорошее есть место у причала защищённое от господствующих северных ветров, однако причал здесь маленький и мест может не хватить, якорные же стоянки в этой бухте неспокойные. Зайдя в бухту Батси, мы сразу ошвартовались у причала, Городок очень красивый, множество магазинчиков на набережной, церкви поражающие своей величественностью и лишённые всяких излишеств. Огромное количество рыбацких ботиков, и много молодёжи снующих по причалу на велосипедах радостно перекрикиваясь на звонком греческом языке. Здесь есть очень прекрасный пляж, полностью оборудованный душевыми кабинками и раздевалками. Чистейшая вода и ласковый песок, рядом прямо на песке множество маленьких таверн. Отдохнуть и набраться сил перед новым переходом есть где. Здесь мы подготовились к нашему переходу в Лаврио.

Как всегда рано утром, мы снявшись с якоря, и пока ещё не раздуло по гладкой воде вышли из бухты. Пройдя немного мы легли на правый галс и пошли со свежим ветром на запад. Ветер крепчал, здесь ветер и волну от северного побережья Греции уже ничто не прикрывает и волны здесь достаточно большие, ветер свежий , но абсолютно не тревожно, светит ярко солнце ,вокруг летают чайки и яхта легко скользит по волнам. Время шло, мимо мелькали корабли, иногда встречались яхты, с левого борта лежал остров Кеа. Зайдя за него мы легли курсом на Лаврио. Через несколько часов мы уже ошвартовались у набережной. Закончились ещё одни греческие каникулы, на Северных кикладах.